Альтернативное образование в нашей стране набирает обороты, появляется все больше школ, которые отходят от постсоветской системы. Поэтому мы решили собрать методики «неакадемического» подхода к обучению, получившие распространение и популярность.
Метод Монтессори
История: Автором этой всемирно известной системы является педагог, медик Мария Монтессори, одна из певых женщин в Италии, получивших ученую степень. Свою первую школу Монтессори открыла 6 января 1907 года в Риме. Ее метод оказался продуктивным, и позже Мария много ездила по миру, распространяя свои взгляды. Ныне существует более 22 тысяч школ в 110 странах мира, которые обучают детей по ее системе.
Идея: В центре методики — ребенок, и у каждого из них, как считала Мария Монтессори, есть естественная тяга к знаниям. Дети учатся всему сами, если дать им соответствующую обстановку. При этом важно не только получение новой информации, но разностороннее развитие ребенка — физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное.
Методы: Учитель, ребенок и окружающая среда составляют обучающую триаду в школах Монтессори. Обстановка в классе, специально подобранные учебные инструменты и материалы должны будить в детях независимость, свободу без границ и в то же время чувство порядка. Методика построена таким образом, чтобы переходить от частного к общему.
- Главный принцип — дети обучаются в группах разных возрастов, так малыши могут учиться у старших детей, а старшие учить младших.
- В классе дети сами выбирают инструменты для обучения, обращаясь к учителю только тогда, когда им нужна помощь или поддержка.
- Маленькие дети учатся через сенсорно-моторную активность и работают с материалами, которые развивают их когнитивные способности благодаря непосредственному чувственному опыту.
Мария Монтессори писала: «Образование — это не то, что делает учитель, это естественный процесс, спонтанно развивающийся в человеке. Его пробуждают не лекции и слова, а ценность непосредственного опыта ребенка. И задача учителя — не говорить, а подготовить и создать такое пространство, которое бы мотивировало культурную активность ребенка».
Вальдорфская школа
История: Вальдорфская педагогика также называется «штайнеровской», так как ее принципы сформулировал австриец Рудольф Штейнер, философ, педагог, основоположник антропософского движения. В 1907 году он написал статью «Обучение ребенка», в которой изложил свою теорию трех фаз развития детей — это и послужило фундаментом для создания школ. Первая из них была открыта в Штутгарте, где Штейнер в 1919 году читал лекции о педагогике для работников сигаретной фабрики Waldorf-Astoria, именно поэтому школы и называются вальдорфскими. Ныне существует около трех тысяч вальдорфских школ, детских садов и образовательных центров в 60 странах мира.
Идея: В образовании ребенка ведущую роль играет его воображение, и обучение должно быть интегральным, чтобы развивались его тело, душа и дух.
Методы: Они зависят от фазы развития ребенка. В дошкольном возрасте дети обучаются через подражание и практику, поэтому применяется игровой подход. В 6-14 лет дети приобретают артистические способности и социальные навыки, поэтому много внимания уделяется различным видам искусства, гуманитарным наукам. По мнению Штейнера с 14 лет у детей появляется критическое мышление и эмпатия, и в этот период вводится академическое преподавание фундаментальных наук.
- Вальдорфская школа знаменита тем, что в ней нет оценок и домашних заданий.
- Здесь не используются мультимедийные инструменты, такие как компьютеры, видео, словом, любая электроника.
- Ученики проводят очень много времени на улице.
Метод Малагуцци
История: Методику обучения детей 3-6 лет основал итальянский психолог, педагог Лорис Малагуцци. Первую свою школу Лорис открыл после второй мировой войны совместно с родителями городка Реджио-Эмилия, поэтому его метод еще называется «реджио-педагогика».
Идея: Центральными идеями Малагуцци являются естественное развитие ребенка и важность близких отношений с другими людьми. Как считал Лорис, для самовыражения у ребенка есть «сто языков», главное — не мешать ему раскрываться.
Методы: В реджио-педагогике важную роль отводится отношениям, родителям, поэтому для детей создается семейная обстановка, без четкой учебной программы и расписания, но с вниманием к занятиям искусством и креативным проектам.
- Воспитателю важно развивать близкие отношения с детьми, равно как и отношения детей между собой.
- Ребенок должен четко понимать, что есть определенные правила, и они могут быть разными для разных сообществ и ситуаций.
- Отказ от понятия «неправильно», также ребенок может предлагать разные варианты решения.
- Уроки основываются на интересах детей, которых побуждают к фантазированию.
Метод Харкнесса
История: Этот метод, основанный на использовании овального стола, придуман нефтяным агнатом и филантропом Эдвардом Харкнессом. В 1930 году он инвестировал в британскую школу Phillips Exeter Academy, которая закупила оборудовани и наняла 26 учителей для развития методики. Ныне этот метод используется во многих британских и американских школах.
Идея: Обучение — это демократическое обсуждение лицом к лицу, где каждое мнение имеет ценность.
Методы: Столы Харкнесса имеют не такое широкое распространение из-за лимитированности пространства, так как работа за ними наиболее эффективна в малой группе, до 15 человек, и в больших классах общеобразовательных школ он не прижился. За столом ученики обсуждают ту или иную тему (лучше всего это работает в гуманитарных науках), и за время урока каждый из них имеет возможность высказаться. Мнение каждого учитывается и не может быть неправильным. При этом ученики берут ответственность за свои высказывания, а их цель — решение конкретной проблемы.
Школы Садбери
История: Эта методика названа по географическому принципу — впервые школа, практикующая ее, открылась в американском городе Садбери в 1968 году. Ныне таких школ около 40 — в США, Бельгии, Японии, Нидерландах, Дании, Германии, Израиле и других странах.
Идея: Ответственность и демократия — ключевые принципы школ Садбери, где только ученик отвечает за то, как и чему он учится. И если ребенок научился жить демократически рано, то эти принчипы он сохранит и потом.
Методы: В школах Садбери нет программы обучения, расписания и оценок. Идеологи этой методики считают, что дети в когнитивных и творческих способностях так же хороши, как и взрослые, поэтому их не нужно учить. То, чего не хватает ребенку, — это опыта, вот его он и должен набраться.
- В школах Садбери нет разделения на классы, группы формируются по интересам, и старшие дети делятся опытом с младшими.
- Все, чему научится ученик — только его ответственность. Учительского контроля нет. Ученики входят в совет школы, и их голос равен голосам администрации. Родители имеют ограниченный доступ в дела школы, либо вовсе его не имеют.
- В каждой школе Садбери свой тип учебных пространств, какими им быть, решают ученики.