Методики преподавания

Отбор методик обучения и образовательных технологий напрямую зависит от планируемого образовательного результата, который содержит достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В образовательном процессе используются только те методики и технологии обучения, которые утверждены или прошли экспертную оценку Министерства образования и науки РФ.

На первой ступени частных начальных школ «Галилей» мы реализуем компетентностно-ориентированный подход к обучению, с внедрением современных методов обучения.

На основе анализа современных требований к уровню организации образовательного процесса педагогическим коллективом начальных школ «Галилей» отработана система педагогической деятельности с обязательным внедрением комплекса методов и технологий.

Инновационные методы обучения и развития ребенка младшего школьного возраста, применяемые в начальной школе сети

Инновационные методы обучения предполагают обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки и непосредственно учебного процесса:

  • нестандартные формы проведения урока: урок-деловая игра, урок-пресс-конференция, урок-семинар, урок-телемост, урок-интервью, урок-диалог, урок-турнир и т.д.;
  • метод применения аппаратных средств: компьютер – универсальное устройство обработки информации; принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся; проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимися результаты своей работы всему классу (например, виртуальные экскурсии);
  • метод применения дидактических игр;
  • имитационные методы обучения (деловые, сюжетные, ролевые, учебные);
  • неимитационные методы обучения (проблемные, семинары, тематические дискуссии, проблемные лекции, круглые столы, эвристические методы);
  • метод синектики (применяется для стимулирования творческой активности учащихся; он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций);
  • метод эвристических вопросов, или метод ключевых вопросов (применяется с целью накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации для систематизации уже имеющейся информации);
  • использование моделей на демонстрационных пособиях в курсе «Математическое моделирование» с целью развития образного мышления, знакомства с основными способами моделирования учебных задач;
  • метод многомерных матриц – это метод морфологического анализа (нацелен на решение проблем, имеющих сравнительно небольшое число уже известных элементов и нуждающихся в поиске еще неизвестных новых элементов);
  • метод свободных ассоциаций (связан с поиском все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи);
  • метод инверсии (обращения) (ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях; новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла);
  • метод ГЕОКОНТА на уроках наглядной геометрии; позволяет изучить цвет, величины, формы геометрических фигур, нестандартно мыслить;
  • метод ПЕНТАМИНО (конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов), логических головоломок на уроках наглядной геометрии с целью развития у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий; развивается мелкая моторика пальцев;
  • метод пальчиковой гимнастики.

Хотим отметить, что особое, отдельное внимание уделяется внутришкольному контролю знаний и навыков воспитанников, результаты которого используются для сбора данных, анализа и планирования деятельности, своевременной корректировки процесса.

Для изучения результатов обучения по каждой теме учебного курса мы используем методику «Учебный мониторинг», которая позволяет:

  • Анализировать результаты одного, нескольких или всех учеников выбранного класса (группы).
  • Просматривать и сравнивать усреднённые результаты по классу и ученику данного класса.
  • Видеть динамику достижений и выстраивать индивидуальную траекторию развития ребёнка.
  • Анализировать степень усвоения конкретных учебных элементов, учебных разделов.
  • Просматривать список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили лучше или хуже всего.
  • Сравнивать результаты выполненных контрольных работ, тестов, зачётов и других видов контроля.
  • Оценивать качество работы учителя.

Используемая педагогами система современных методов и технологий, даёт гарантированный качественный результат, соответствующий новым требованиям к выпускнику начальной школы.

Гимназия реализует системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в Начальной гимназии, реализующей усиленную образовательную программу;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • индивидуальное развитие каждого обучающегося, обеспечивающие рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий.

Учителя гимназии постоянно повышают свою квалификацию по вопросам эффективного преподавания. Начальная школа Галилей поддерживает рабочие отношения с научно-методическими службами Министерства образования и науки РФ, что позволяет своевременно узнавать о прогрессивном педагогическом опыте, изучать его и при необходимости применять для повышения качества образовательного результата.

Методическая служба Начальной гимназии:

  • Научно-методический совет;
  • «Школа педагогического мастерства» и мастер–классы;
  • Творческие группы;
  • Методическое объединение учителей начальной школы по направлениям:
  • математическое;
  • филологическое;
  • естественно-научный цикл;
  • эстетический цикл.

More from my site